Почему нельзя во время месячных



Данный вопрос тревожит многих православных верующих дам, и они обращаются за ответом к священникам, богословам и представителям церкви.

Мнения богословов и священников на данный счет расходятся. Одни уверены в том, что нельзя ходить в церковь, в то время, когда идут месячные; другие уверены в том, что посещать храм в это время возможно а также необходимо; третьи, что входить в дом Господа возможно, но нельзя целовать иконы и крест.

Кроме этого, согласно точки зрения последних, нельзя ставить свечи, выпивать святую воду, имеется просфоры, причащаться, исповедоваться и учавствовать в Крещении и других Таинствах Церкви.

Ветхозаветные истоки запрета

Наиболее ранние доказательства запрета входить в церковь на протяжении месячных, возможно отыскать в Ветхом Завете, в одном из версий которого утверждалось, что дама на протяжении менструации считается нечистой, а человек, коснувшийся ее сейчас, получает нечистоту через прикосновение. Удивительно, что точно таких же взоров придерживались и древние славяне-язычники.

Но, отвечая на вопрос: Из-за чего нельзя ходить в церковь, в то время, когда месячные?, большая часть служителей церкви, поддерживающих данный запрет, ссылаются на канонический ответ святителей Тимофея и Дионисия Александрийских, каковые единогласно утверждают, что храм менструирующей даме посещать запрещено, пока она не очистится, исключение делается лишь для тяжелобольных и умирающих менструирующих дам.

Весьма интересно то, что уже в то время существовало разногласие по поводу правильности и необходимости этого запрета. Приблизительно 365 годом датируется послание Святого Афанасия Великого монаху Аммуну, в котором святитель очевидно выступает против запрета на посещение храма дамам, находящимся на протяжении менструации, и говорит, что все творения Божии чистые и хорошие, по причине того, что Божие Слово не имело возможности створить ничего недоброго либо нечистого. Согласно его точке зрения, дама в любое время цикла чиста и может посещать церковь, поскольку она принадлежит роду Божиему, соответственно, не имеет в себе ничего нечистого.

Почему нельзя во время месячных

Языческие истоки запрета и ритуальная нечистота

Кое-какие исследователи уверены в том, что вывод о том, что нельзя ходить в церковь на протяжении месячных уходит корнями в язычество. Древние славяне-язычники опасались кровотечений, по причине того, что думали, что кровь завлекает демонов. Помимо этого, менструация считалась проявлением сексуальности, что считалось скверным и недопустимым. По этим обстоятельствам менструирующая дама у язычников считалась ритуально нечистой, а лица, каковые прикасались к ней, считались оскверненными через прикосновение.

Понятие ритуальной нечистоты дамы у славян сохранилось и по окончании принятия христианства. Киевский Требник 1606 года гласил, что в случае если менструация у дамы началась, в то время, когда она стояла в церкви, то она должна была срочно ее покинуть, в случае если же она этого не сделает, то ей надеется наказание в виде соблюдения шестимесячного поста и ежедневных 50 земных поклонов.



Изменение понятия ритуальной чистоты в Новом Завете

В Новом Завете Христос переносит понятие ритуальной чистоты на духовный, нравственный уровень, всецело отделяя это понятие от не контролируемых телесных и физиологических проявлений, к каким возможно отнести и женскую менструацию. Христос дает верующим осознать, что осквернить человека смогут лишь злые намерения, идущие от сердца, а само понятие чистоты подразумевает лишь духовную чистоту.

В Евангелии упоминаются факты, как, не опасаясь осуждения со стороны иудеев, Спаситель разговаривает с самарянской дамой и исцеляет менструирующую даму, которая разрешила себе прикоснуться к краю его одежды, и хвалит ее за веру. Оба эти поступка в Иудее ранее считались бы оскверняющими. Иоанн Златоуст, один из трех вселенских преподавателей и святителей, трактует эти поступки так, что Господь подобным образом открывает веру данной дамы всем, дабы и другие не опасались ей подражать.

Опираясь на излечение Христом кровоточивой дамы, и поддерживая новое понятие ритуальной чистоты святитель Григорий Великий в 604 году на вопрос о том возможно либо нельзя ходить в церковь с месячными, и возможно ли причащаться сейчас, пишет, что менструация не есть грехом.

Исходя из этого, согласно его точке зрения, не требуется запрещать даме в период месячных посещать церковь, поскольку нельзя обвинять ее в том, что дано ей от природы, и от чего она страдает не по своей воле. И продолжает, что запрещено в таковой период и запрещать даме причащаться, но в случае если же она не осмелится принять Причастие из-за великого уважения, тогда она достойна похвалы; а вдруг примет, то не нужно ее осуждать.

Современные взоры Православной Церкви

Современные богословские конференции и изучения церкви приходят к выводу, что запреты на посещение церкви для дам в период менструации являются догматически и морально несостоятельными с позиций строгого Православного христианства. Уже в четвертом веке Святой Иоанн Златоуст осуждал людей, пропагандировавших данный запрет и считал его недостойным христианской веры, именуя этих людей суеверными и приверженцами мифов.

Почему нельзя во время месячных

Сейчас богословы просят Церковь уверять и убеждать дам, что им постоянно приветствуется приходить и принимать Причастие в любую секунду, в то время, когда они обрядово и духовно готовы, независимо от их менструального цикла.

В случае если раньше, еще менее века назад, дам на протяжении месячных не допускали до выпечки просфор и уборки храма, то сейчас во многих современных приходах и епархиальных управлениях дамы работают по графику, не зависящему от их месячных.

Наш современник, диакон Леонид Кураев считает эти трансформации следствием недавней гигиенической революции и повсеместной доступности современных гигиенических средств. Он пишет, что еще пара столетий назад не было не только средств гигиены, но и нижнего белья, исходя из этого от дам имел возможность исходить неприятный запах, и была возможность загрязнения пола кровью, что для храма являлось недопустимым.

В целом, возможно сделать вывод, что сейчас многие богословы и священники разделяют точку зрения, что запрет на посещение дамами храма в период месячных это один из устаревших церковных канонов.

Почему нельзя во время месячных

Но ещё остались священники, каковые до сих пор придерживаются ветхозаветных канонов и уверены в том, что даме нельзя ходить в церковь на протяжении менструации.

Статьи по теме