Соотношение веса и роста у подростков



1. Неприятность возрастных и личных изюминок развития и воспитания личности в педагогике.

Как отмечалось в предыдущей главе, личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и личных изюминок, каковые нужно учитывать в ходе воспитания. С возрастом связан темперамент деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, и социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, к примеру, развитие мыслительных свойств и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. В случае если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже тяжело, а время от времени и нереально наверстать потерянное. Одновременно с этим не смогут дать результата и попытки через чур забегать веред, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка не учитывая его возрастных возможностей.

Многие педагоги обращали внимание не необходимость глубокого изучения и верного учета возрастных и личных изюминок детей в ходе воспитания. Эти вопросы, например, ставили Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо. а позднее А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др. Более того, кое-какие из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя ид идеи природосообразиости воспитания, т.е. учета природных изюминок возрастного развития, не смотря на то, что эта мысль и интерпретировалась ими поразному. Коменский, к примеру, в понятие природосообразности вкладывал идея об учете в ходе воспитания тех закономерностей развития ребенка, каковые присущи природе человека в частности: врожденного человеку рвения к знанию, к труду, способности к многостороннему формированию и т.д. Ж. Ж. Руссо. а после этого Л.Н. Толстой трактовали данный вопрос в противном случае. Они исходили из того, что ребенок от природы есть существом идеальным и что воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Но все они сходились в одном, что необходимо пристально изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в ходе воспитания.

Нужные идеи на данный счет имеются в трудах П.П. Блонского, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других ученых. Н.К. Крупская подчеркивала, что, в случае если мы не будем знать изюминок ребят и того, что интересует их в том либо другом возрасте, мы не сумеем хорошо осуществлять воспитание.

В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школьников: младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2-3 года), преддошкольпый возраст (3-5 лет), дошкольный возрост (5-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), средний школьный, либо подростковый возраст (11-15 лет), старший школьный возраст, либо ранняя молодость (15-18 лет).

Обратимся к краткой характеристике развития и воспитания обучающихся разных возрастов, заостряя внимание, во-первых, на их анатомо-физиологическом развитии, во-вторых, на совершенствовании психики и познавательной деятельности и, в-третьих, на изюминках их поведения.

2. Особенности развития и воспитания младших школьников.

Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. Ответственными изюминками характеризуется их физическое развитие. К этому времени по большей части заканчивается окостенение черепа головы, закрываются роднички, оформляются черепные швы и длится упрочение скелета в целом. Но развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей находятся в стадии большой интенсивности. При негативных условиях эти процессы смогут протекать с громадными аномалиями (от греч. апогпана - отклонение от нормы). Вредные влияния, например, смогут оказывать физические перегрузки (к примеру, продолжительное письмо, изнурительная физическая работа). Неверная посадка за партой на протяжении занятий может привести к искривлению позвоночника, образованию впалой груди и т.д.

Значительной изюминкой младших школьников есть усиленный рост мускулатуры, повышение массы мышц и большой прирост мышечной силы. Антропометрические изучения говорят о том, что дети-семилетки в состоянии поднять правой рукой от 9 до 12 кг, а десятилетние парни поднимают 16-19 кг. Увеличением мышечной силы и неспециализированным развитием двигательного аппарата обусловливается громадная подвижность младших школьников, их рвение к беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе. В данной связи очень принципиально важно практиковать на занятиях разные виды учебной работы (менять письмо с чтением, с исполнением упражнений и других практических занятий, использовать наглядность, способы объяснения сочетать с беседой и т.д.), проводить физкультпаузы ("физкультминутки"), в теплое время заниматься при открытых форточках либо окнах, а в прохладную погоду чаще проветривать классы и снабжать достаточный приток свежего воздуха в рекреационные (от лат. recrealio - восстановление сил) помещения и коридоры. Нужно кроме этого заботиться, дабы дети имели возможность покушать в школьном буфете либо столовой на протяжении изменений, в хорошую погоду проводить с ними прогулки либо спокойные игры на свежем воздухе, а по окончании занятий организовывать экскурсии на природу, приучать их каждый день дома заниматься утренней гимнастикой и т.д.

Нужным элементом санитарно-гигиенической работы в младших классах есть регулярное (не меньше одного раза в учебную четверть) проведение медицинских осмотров, проверка веса ребят, их слуха, зрения. Преподавателям кроме этого направляться иметь в виду, что в то время, когда ребенок внезапно делается замкнутым либо сверх простого подвижным, в то время, когда он еле сосредоточивается на восприятии изучаемого материала, страдает забывчивостью и снижает уровень качества успеваемости, обстоятельства всех этих аномалий подчас смогут быть связаны с физическим недомоганием и ухудшением состояния организма. " этих случаях необходимо вовремя обращаться за помощью к доктору.

не меньше ответственное значение имеют особенности развития психики и познавательной деятельности младших школьников. Значительным причиной в этом отношении есть связанное с развитием мозга совершенствование их нервной системы. Развитие головного мозга у младших школьников проявляется как в повышении его веса, так и в трансформации структурных связей между нейронами (нервными клетками). К концу младшего школьного возраста вес мозга достигает 1400-1500 граммов и приближается к весу мозга взрослого человека, наряду с этим относительно стремительнее других частей развиваются его лобные доли. Совершенствуются кроме этого периферические нервные ответвления. Все это формирует биологические предпосылки для развития нервно-психической деятельности ребят. У них улучшается контроль сознания над поведением, развиваются элементы волевых процессов. Отмечается кроме этого функциональное развитие мозга и, например, его аналитико-синтетические функции. Происходят сдвиги во взаимоотношениях процессов возбуждения и торможения: процессы торможения усиливаются, но так же, как и прежде преобладающим в поведении остается возбуждение. Интенсивное развитие нервно-психической деятельности, высокая возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние действия сопровождаются стремительным утомлением, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения их с одного вида деятельности на другой.

Совершенствование нервно-психической деятельности младших школьников происходит кроме этого под влиянием обучения. В психологии и педагогике утвердилась мысль Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии детей. Вот из-за чего усилия преподавателей должны направляться па то, дабы, учитывая особенности и возрастные возможности ребят, применять учебно-воспитательную работу для их интенсивного умственного развития. Какие конкретно же стороны учебно-воспитательной работы имеют в этом отношении определяющее значение?

Громадное значение для умственного развития младших школьников имеет верная организация и совершенствование их познавательной деятельности. В первую очередь принципиально важно развивать те психические процессы, каковые связаны с ярким познанием окружающего мира, т.е. ощущения и восприятия. Но их восприятия характеризуются недостаточной дифференцированностью. Принимая предметы и явления, они допускают неточности в определении их сходства и различия, обычно акцентируют внимание на второстепенных деталях и не подмечают значительных показателей. К примеру, при письме они часто путают буквы "з" и "е", цифры "б" и "9". На одном из уроков математики мы были свидетелями того, как первоклассники путали слова "круг" и "шар". Вот из-за чего в ходе обучения необходимо обращать внимание на формирование у школьников точности восприятии предметов и явлений и oI самым развивать так именуемое конкретное мышление.

Но, как отмечалось выше, у младших школьников интенсивно начинается вторая сигнальная система, связанная с абстрактным мышлением и речью. Это формирует условия для усвоения многих вопросов программного материала не только на уровне представлений, но и на уровне теоретических понятий, особенно по языкам и тематике. Но тут нужна определенная мера. Попытка в 60-70-с гг. повысить теоретический уровень образования в начальных классах была неудачной: она стала причиной перегрузке ребят и понижению качества их знаний. Это, но, не снимает задачи развития у младших школьников аналитико-синтетического мышления при усвоении изучаемого материала, необходимости учить их разделять целое па части, вычленять значительные и менее значительные показатели изучаемых предметов и явлений, делать сравнения, выводы и теоретические обобщения, формулировать правила и т.д. Опытами доктора наук Л.В. Занкова и его работников установлено, что при целенаправленном развитии у ребят формируются способности к восприятию и определению значительных показателей изучаемых предметов и явлений, они приучаются охватывать большее количество этих показателей и раскрывать наиболее ответственные из них.

Под влиянием улучшения обучения и придания ему развивающего характера качественные сдвиги происходят в совершенствовании памяти младших школьников. У обучающихся этого возраста в большинстве случаев преобладает механическая память, причем парни относительно быстро запоминают изучаемый материал. Осмысленное же усвоение знаний требует большой аналитико-синтетической познавательной деятельности, что, естественно, вызывает у отдельных обучающихся определенные трудности. Исходя из этого вместо преодоления этих затруднений они предпочитают механическое заучивание материала, что, в большинстве случаев, ведет к отставанию в учении. Не допустить эти недочеты возможно лишь методом побуждения ребят к глубокому осмыслению знаний н развития логической памяти.

Успешная организация учебной работы младших школьников требует постоянной заботы о развитии у них произвольного внимания и формировании волевых усилий в преодолении видящихся трудностей в овладении знаниями. Зная, что у детей данной возрастной группы преобладает непроизвольное внимание и что они с прудом сосредоточиваются на восприятии "неинтересного" материала, учителя стремятся применять разные педагогические Приемы, дабы сделать учение более занимательным. Не нужно, но, забывать, что не все в учении имеет внешнюю занимательность и что у детей необходимо вырабатывать познание своих школьных обязанностей. Об этом, например, писал еще К.Д. Ушинский. "Само собой разумеется, сделав занимательным свой урок, вы имеете возможность не опасаться наскучить детям, но не забывайте, что не все возможно занимательным в ученье, а обязательно имеется и неинтересные вещи, и должны быть Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но да и то что не занимает, - делать для наслаждения выполнить свою обязанность".

Серьёзными изюминками характеризуется организация практической деятельности младших школьников. В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребят есть игра. Кроме того несложные виды труда лучше и охотнее выполняются ими, в то время, когда они облекаются в игровую форму. У младших школьников в этом отношении происходят большие сдвиги. Не смотря на то, что и в их жизни игра занимает заметное место, они начинают осознавать значение производительного труда, труда по самообслуживанию, помощи взрослым и стремятся к приобретению доступных для них трудовых умений и навыков. Вот из-за чего так принципиально важно расширять сферу трудовой деятельности младших школьников, особенно ее коллективных форм. Специфическим для младших школьников есть то, что именно на базе включения их в учение и трудовую деятельность у них формируется осознание своих публичных обязанностей, складывается интерес и рвение к участию в публичной жизни.

Заметным своеобразием отличается нравственное развитие младших школьников. В их моральном сознании преобладают главным образом императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, рекомендациями и требованиями учителя. Их моральное сознание практически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения они исходят главным образом из того, чего не нужно делать. Как раз исходя из этого они подмечают мельчайшие отклонения от установленных норм поведения и срочно стремятся рассказать о них преподавателю. С этим связана и другая черта: остро реагируя на недочеты в поведении своих друзей, парни обычно нс подмечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от преподавателей внимания и особой педагогической работы.

Некоторая внешняя повернутость морального сознания и недостаточный уровень развития самосознания имеют своим следствием, то, что их регулятивная роль в поведении младших школьников называется не сильный. Поступки ребят этого возраста обычно подражателен либо вызываются спонтанно появляющимися внутренними побуждениями. Это необходимо учитывать в ходе воспитания. Очень принципиально важно, например, развивать нравственное сознание ребят и обогащать их броскими нравственными представлениями по разным вопросам поведения. Иначе, направляться умело применять нравственные упражнения для выработки и закрепления у детей устойчивых форм поведения. Разъяснительная работа, не подкрепленная приучением и нравственными упражнениями, слабо воздействует на улучшение поведения младших школьников. На воспитание и развитие младших школьников большое влияние оказывает личность учителя, и своих родителей и взрослых. Их чуткость, внимание и умение стимулировать и организовывать как коллективную, так и личную деятельность ребят и решающей мере определяет успех воспитания.

3. Особенности развития и воспитания обучающихся среднего школьного (подросткового) возраста.

Подростковый возраст в большинстве случаев именуют переходным. так как в это время происходит переход от детства к молодости. У обучающихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие молодости, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Вот из-за чего ребёнка другой раз характеризуют как полуребенка и полувзрослого. Как полувзрослый, он чувствует стремительный рост физических сил и духовных потребностей; как полуребенок, он еще ограничен своими возможностями и опытом, дабы удовлетворить все появляющиеся запросы и потребности. Этим разъясняется сложность и Противоречивость характера, поведения и развития подростков, но дает основание считать данный возраст в определенной мере тяжёлым для воспитания.

"Отрыв" от детства и приближение подростков к взрослому состоянию четко проявляются в тех необычных чертах физического и духовного развития, каковые отличают их от младших Школьников. В первую очередь по-иному протекает физическое развитие средних школьников. В детском возрасте данный процесс носит более и менее спокойный и равномерный темперамент. В противоположность этому физическое развитие подростков характеризуется большой интенсивностью, неравномерностью и большими осложнениями, связанными с началом полового созревания. В этом смысле в физическом развитии подростков возможно выделить три стадии, стадию, предшествующую половому созреванию, стадию полового созревания и стадию половой зрелости. На первом этапе отменяется усиление активности гипофиза и щитовидной железы. Это стимулирует физический рост и содействует усилению обменных процессов в организме. Но физическое развитие происходит непропорционально: конечности растут стремительнее, развитие же туловища пара отстает. Снаружи это проявляется в том, что у подростков руки и ноги кажутся пара удлиненными, а движения их отличаются угловатостью и некоторой неуклюжестью. Вместе с тем отмечается неравномерность в ходе самого роста средних школьников: в отдельные периоды он то замедляется, то происходит через чур интенсивно. Данный процесс сопровождается окостенением скелета и уменьшением хрящевого вещества. Одновременно с этим развиваются мышечные ткани и, например, более узкие волокна, что вместе с упрочением скелета придает детям громадную физическую силу. Наряду с этим ряд ученых отмечают акселерацию (ускорение) этих процессов, которая выражается в том, что физическое развитие подростков в настоящее время происходит на 1-1,5 года стремительнее, чем 30-40 лет назад./p>



Кое-какие диспропорции наблюдаются кроме этого в развитии сердечно-сосудистой системы. Сердце растет стремительнее, развитие же сосудов пара отстает, что ведет к недостатку в притоке крови к отдельным органам и системам, к увеличению кровяного давления и связанным с этим головным болям. Дети отличаются большой подвижностью, повышенной резвостью, рвением к деятельности и практическому приложению своих сил в труде, в поднятии тяжестей, в физических соревнованиях, а мальчики и в потасовках между собой. Но и мускулы, и кровеносная система еще не хватает окрепли, исходя из этого дети быстро устают, не в состоянии переносить долгое физическое напряжение, а чрезмерные физические нагрузки (к примеру, прыжки в длину и высоту, перепрыгивание канав и других препятствий) часто приводят к физическим травмам. Вот из-за чего верное дозирование физических нагрузок образовывает ответственную задачу при организации практической деятельности подростков. Необходимость постоянного внимания и создания благоприятных условий для физического развития подростков (организация ежедневной утренней гимнастики, спортивно-массовых мероприятий, подвижных игр, обеспечение достаточного нахождения на свежем воздухе и т.д.) обусловливается кроме этого гиподинамией (от греч. hypo - приставка, которая употребляется в смысле "под" и которая показывает на понижение против нормы, и dinamus - сила, подвижность), т.е. недостаточной подвижностью учение, требующее усидчивости, может приводить к застойным явлениям в организме, к недостаточному кислородному питанию и отрицательно отражается на физическом развитии обучающихся.

Развитие мозга, предстоящее структурное формирование нервах клеток и ассоциативных волокон создают предпосылки для совершенствования познавательной деятельности подростков. Поступление же в кровь гормонов, вырабатываемых органами внутренней секреции, вызывает то увеличение, то понижение жизненного тонуса, то подъем, то упадок работоспособности и энергии, и сопровождается чередованием то хорошего настроения, то ухода во внутренние переживания, то жизнерадостности, то пассивности. В периоды понижения настроения и упадка энергии у подростков может появляться раздражительность, равнодушное отношение к учению, ссоры с товарищами и конфликты с приятелями, и многие недоразумения в отношениях с преподавателями и взрослыми. Но и периоды подъема энергии и активности подростков приносят много тревог. Часто они сопровождаются озорством, шалостями, рвением продемонстрировать свое физическое и моральное превосходство. Как раз в такие периоды отдельные дети проявляют "фальшивый героизм": тайком уходят из дома и устраивают в лесу "партизанские лагеря", организуют самовольные "путешествия" в другие города и т.д. Указанные "срывы" в поведении именно и говорят о полудетскости и полувзрослости подростков, о недостаточном умении без шуток доходить к обдумыванию своих действий и поступков. Все это, непременно, осложняет воспитание. Исходя из этого направляться всячески щадить нервную систему подростков, проявлять особенную чуткость и оказывать помощь в учебе в периоды понижения успеваемости для того, чтобы случайной двойкой не убить охоты к учению.

Для подростков свойственны большие сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся попять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи. Стремясь к постижению Рубинных обстоятельств изучаемых явлений, они задают большое количество вопросов при изучении нового материала (другой раз каверзных, "с хитринкой"), требуют от учителя большей аргументации выдвигаемых Положений и убедительного доказательства. На данной базе у них Начинается абстрактное (понятийное) мышление и логическая память. Закономерный темперамент данной особенности их мышления и памяти проявляется лишь при соответствующей организации познавательной деятельности. Исходя из этого очень принципиально важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать неприятности, производить у них аналитико-синтетические умения, свойство к теоретическим обобщениям. не меньше значительной задачей есть развитие навыков независимой учебной работы, формирование умения работать с книжкой, проявлять самостоятельность и творческий подход при исполнении домашних заданий.

Особенное значение в организации учебной работы подростков имеет внутреннее стимулирование их познавательной деятельности, т.е. развитие у них познавательных потребностей, интересов и мотивов учения. направляться иметь в виду, что стимулы не появляются сами по себе. Они формируются лишь тогда, в то время, когда учителя обращают внимание на эту сторону работы, о чем уже шла обращение в главе о сущности и закономерностях воспитания.

Иным, чем в младших классах, должен быть процесс нравственного воспитания. Дети тяготятся, в случае если их поведение определяется внешним регулированием. Они охотнее выполняют правила поведения, в случае если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их личные моральные правила. Вот из-за чего глубокое разъяснение моральных норм и правил и формирование у подростков нравственных взоров и убеждений должно составлять значительную особенность нравственного воспитания. Вместе с тем не теряет своего педагогического значения и тактично осуществляемая регламентация, и контроль за поведением обучающихся как меры, дающие предупреждение шалости и необдуманные поступки.

Очень рельефными представляются личностные особенности подростков, связанные с их положением в коллективе сверстников. с отношением к преподавателям и взрослым, и к самим себе. Дети, в большинстве случаев, отличаются коллективизмом, их завлекают неспециализированные интересы и совместная деятельность, не смотря на то, что в периоды спада настроения и ухода во внутренние переживания у них замечается и некоторое рвение к обособлению.

Значительной возрастной чертой их в этом отношении есть рвение к утверждению своего преимущества и престижа среди товарищей. Основные пути к этому - хорошая учеба, публичная активность, проявление свойств в тех либо иных видах деятельности, внешнее обаяние и т.д. В случае если же тот либо другой ребёнок не добивается достойного места в коллективе, он не легко переживает свое положение. Ясно, что преподавателям направляться пристально изучать взаимоотношения обучающихся со, своими товарищами и помогать им закреплять свой престиж в коллективе.

Положение ребёнка в коллективе отражается на его отношениях с преподавателями и взрослыми. Увидено, что в тех случаях, в то время, когда создается конфликтная обстановка и необходимо определиться с выбором между мнением класса и мнением учителя, ребёнок значительно чаще разделяет точку зрения сверстников. Исходя из этого при разрешении острых вопросов преподавателю направляться быть очень осмотрительным и стремиться опираться па вывод коллектива обучающихся.

Возрастающие интеллектуальные способности, неспециализированный духовный рост и расширение межличностных связей стимулируют развитие самосознания подростков, возбуждают грезы о своем призвании и будущем. Дети сопоставляют себя со сверстниками, оценивают свои преимущества и недостатки. Но в случае если о недочетах других они делают выводы строго, то по отношению к себе они менее взыскательны. Это обусловливает необходимость развития у них самокритичности и побуждения к самовоспитанию.

Значительной изюминкой воспитательной работы с детьми есть профориентация. При ее проведении необходимо учитывать то, что свое будущее обучающимся этого возраста представляется в большинстве случаев в романтически немного поднятых тонах. Они грезят о броских профессиях и предпочитают стать космонавтами, летчиками, геологами, моряками и т.д. Производственные же профессии их завлекают меньше. Вот из-за чего, поддерживая рвение подростков к яркой и достойной жизни, нужно раскрывать перед ними героику и красоту повседневного труда в индустрии и сельском хозяйстве, ориентировать на работу в сфере материального производства.

4. Ocoбенноcти развития и воспитания старших школьников.

Старший школьный возраст это период ранней молодости. характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Но процесс личностного формирования обучающихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои несоответствия и трудности, каковые, без сомнений, накладывают свой отпечаток на процесс воспитания.

Со стороны физического развития обучающихся этого возраста сглаживаются те диспропорции и несоответствия, каковые присущи детям. Исчезает непропорциональность в развитии конечностей и туловища. Возрастает относительный количество груди. Выравнивается соотношение между объёмом сердца и массой тела, и ликвидируется отставание в развитии сердечно-сосудистой системе. Увеличивается мышечная сила, возрастает физическая работоспособность, а координация движений по своим качествам приближается к состоянию взрослого человека. По большей части заканчивается половое созревание, неспециализированный темп роста замедляется, но упрочнение физических сил и здоровья длится. Все это отражается на поведении старшеклассников. Они отличаются высокой физической работоспособностью, относительно меньшей утомляемостью, что время от времени обусловливает переоценку своих сил, неумение более обдуманно доходить к своим физическим возможностям.

На более высокую ступень поднимается развитие нервной системы, обусловливающее ряд специфических изюминок познавательной деятельности и чувственной сферы. Преобладающее значение в познавательной деятельности занимает абстрактное (от лат. abstraction - мысленная отвлеченность) мышление, рвение глубже осознать сущность и причинно-следственные связи изучаемых предметов и явлений.

Старшие школьники поймут, что в учении знание фактов и примеров полезно только как материал для размышлений, для теоретических обобщений. Вот из-за чего в их мышлении преобладает аналитико-синтетическая деятельность, рвение к сравнениям, а присущая детям категоричность суждений уступает место гипотетическим версиям, необходимости осознать диалектическую сущность изучаемых явлений, видеть их противоречивость, и те взаимосвязи, каковые существуют между количественными и качественными трансформациями. Но все эти особенности мышления и познавательной деятельности формируются под определяющим влиянием обучения. В случае если же учителя не проявляют должной заботы о развитии мыслительных свойств, то у некоторых старшеклассников может сберигаться тенденция к полумеханическому запоминанию изучаемого материала.

В старшем школьном возрасте большая часть обучающихся имеет устойчивые познавательные интересы. Особенно это относится к хорошо успевающим школьникам. Изучения говорят о том, что наиболее распространенным есть интерес к изучению предметов естественного цикла: математики, физики, экономики, информатики. В этом отражается познание их роли и значения в научно-техническом прогрессе. По данной причине отдельные старшеклассники меньше внимания уделяют изучению гуманитарных предметов. Все это требует от преподавателей не только увеличения качества преподавания этих предметов, но и содержательной внеклассной работы для того, чтобы возбуждать и поддерживать интерес юношей и девушек к изучению литературы, истории и других гуманитарных предметов. Что же касается средне- и слабоуспевающих обучающихся, то многие из них не имеют четко выраженных познавательных интересов, а отдельные часто по большому счету обучаются без достаточной охоты. Психологически это разъясняется тем, что трудности и отсутствие удач в овладении знаниями отрицательно сказываются на их эмоциональной и мотивационной сфере, что в конечном счете и снижает тонус их учебной работы. Преодолеть данный недочет возможно лишь при условии оказания им своевременной и действенной помощи в учебе и увеличении качества успеваемости.

Развитие мыслительных свойств и рвение к более глубоким теоретическим обобщениям стимулируют работу старшеклассников над речью, порождают у них желание облекать свои мысли в более правильные и броские словесные формы, применять для данной цели афоризмы, выдержки из научных трудов и художественных произведений. Кое-какие ведут в особых тетрадях и блокнотах записи новых слов, терминов и увлекательных высказываний выдающихся людей. Все это нужно учитывать в учебно-воспитательной работе и помогать обучающимся оттачивать свои мысли, учить их обращаться к словарям, детально разъяснять научные термины, иностранные слова и т.д. Особенно громадную роль играется в этом организация самостоятельного чтения, работало воспитанию культуры речи, оказание помощи обучающимся в преодолении речевых недостатков.

На более большой уровень поднимается у старших школьников развитие эмоций и волевых процессов. В частности, усиливаются и становятся более осознанными эмоции, связанные с публично-политическими событиями.

Публичные переживания и эмоции оказывают сильное действие на нравственное формирование старшеклассников. Как раз в этом возрасте на базе моральных знаний и жизненного опыта вырабатываются определенные нравственные взоры и убеждения, которыми руководствуются юноши и девушки в своем поведении. Вот из-за чего так принципиально важно, дабы в школе содержательно осуществлялось гражданское и моральное воспитание, проводились дискусcии, а обучающиеся систематически вовлекались в общественную работу. Изучения говорят о том, что не сильный постановка гражданского и морального воспитания оборачивается значительными издержками в развитии старшеклассников. Отдельные из них смогут проявлять публичную пассивность, вовлекаться в разные внешкольные объединения с негативной направленностью.

Годы ранней молодости для многих обучающихся характеризуются Ильными интимными переживаниями, первой любовью, часто оставляющей след на всю жизнь. Задача преподавателей и всех тех, кто соприкасается с обучающимися этого возраста, - аккуратно относиться к их интимным переживаниям, не вторгаться в эти эмоции, понимать и всячески щадить их. Но, проявляя понятную в этих обстоятельствах осторожность и деликатность, нужно ставить перед обучающимися вопросы дружбы и любви, и взаимоотношений между полами, посредством медицинских работников осуществлять соответствующее гигиеническое просвещение, причем во многих случаях целесообразно проводить работу раздельно с парнями и девушками.

Развитие чувственной сферы и сознательности старшеклассников оказывает громадное влияние на волевые процессы. причем в протекании волевых актов решающее значение принадлежит обдумыванию своих намерений и поведения. Увидено, что, в случае если обучающийся поставил перед собой определенную цель в учебной либо общественной работе либо же четко выяснил свои жизненные замыслы с учетом имеющихся интересов и склонностей, он, в большинстве случаев, проявляет высокую целеустремленность и энергию в работе, и настойчивость в преодолении видящихся трудностей. С этим связана и другая особенность старшеклассников, относящаяся к работе над своим самовоспитанием. В случае если дети в большинстве своем отличаются повышенной требовательностью к другим и не хватает требовательны к себе, то в юношеском возрасте положение изменяется. Они становятся более требовательными к себе и своей работе, стремятся производить у себя те черты и качества поведения, каковые в громаднейшей мере содействуют осуществлению намеченных замыслов. Все это показывает, какое громадное значение имеют внутренние факторы (цели, мотивы, установки и идеалы) в развитии личностных качеств старшеклассников.

Значительной изюминкой старших школьников есть обостренность их сознания и эмоций в связи с грядущим жизненным самоопределением и выбором, профессии. Вопрос, кем быть, для них уже не есть отвлеченным, и решается он не не раздумывая, не без трудностей и внутренних переживаний. Дело в том, что школьное обучение так или иначе делает для них более привычным умственный труд, и под влиянием этого многие юноши и девушки грезят связать свою жизнь с интеллектуальной деятельностью. Публичные же потребности таковы, что большинство старшеклассников по окончании окончания школы должно вливаться в сферу материального производства. В следствии этого у отдельных юношей и девушек, особенно из слабоуспевающих, складывается фальшивое вывод о том, что учение дает мало пользы: работать на заводе, заниматься небольшой торговлей, небольшим и средним бизнесом, мол, возможно и без среднего образования. Это отрицательного отражается на их отношении к овладению знаниями. Указанные трудности требуют оказания действенной помощи обучающимся в формировании их жизненных замыслов и проведения содержательной профориентации, основной суть которой должен быть в том, чтобы раскрыть обучающимся красоту человека труда, творческий темперамент работы на современном производстве.

В развитии и воспитании старшеклассников часто проявляется и такая трудность. Рвение многих своих родителей создать лучшие условия для жизни и учебы своих детей ведет к тому, что последние привыкают к удовлетворению всех своих запросов, благодаря чего у них обычно формируется потребительское отношение к жизни. Недостаточность же практического опыта порождает отставание их неспециализированного социального развития и некоторую инфантильность (от лат. infantilis - детский) в суждениях, что со своей стороны не дает им возможности осознать неумеренность многих их потребностей и нецелесообразность их удовлетворения. Преодоление указанных недочетов обусловливает необходимость расширения публично нужной деятельности обучающихся и привлечения их к сие тематическому труду как в школе, так и дома.

Наконец, нельзя не отметить того, что на развитие и поведении старшеклассников громадное влияние оказывает их повышенная ре активность (чувствительность) ко всему новому, что происходит и жизни, в литературе, искусстве и музыке, а также в моде. Они чутко и быстро улавливают это и стремятся копировать все ультрасовременное: длину волос, расцветку и необыкновенный покрой одежды, "музыкальные" произведения. На этом фоне у них часто обнаруживается неверное отношение к классике в искусстве и литературе непонимание серьёзной роли положительных культурных и трудовых традиций. Это кроме этого формирует определенные неприятности в воспитании. Но при верном подходе к делу эти неприятности решаются удачно. Основное тут не борьба со рвением юношей и девушек ко всему новому, а напротив, своевременное и умелое приобщение их к современным веяниям в искусстве, литературе и моде, воспитание культуры восприятия этого нового, преодоление тех крайностей, каковые время от времени наблюдаются в следовании моде.

Таковы наиболее значимые особенности развития и организации учебно-воспитательной работы в старших классах.

5. Личные особенности развития обучающихся и их учет в ходе воспитания.

Возрастные особенности развития обучающихся по-различному проявляются в их личном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни (снова связь биологического и социального) значительно отличаются друг от друга. Кот из-за чего развитие каждого из них со своей стороны характеризуется большими личными различиями и изюминками, каковые нужно учитывать в ходе обучения и воспитания.

Какие конкретно же неприятности поднимаются перед работниками школы в этом случае?

При учете возрастных изюминок развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии, о которых шла обращение выше. Что же касается личных различий и изюминок воспитания отдельных обучающихся, то тут ему приходится надеяться только на тот материал, который он накапливает в ходе личного изучения школьников.

На какие конкретно же вопросы направляться обращать внимание при изучении личных изюминок обучающихся? Значительное значение имеет изучение физического состояния и здоровья школьников, от которых сильно зависит их внимание на уроке и неспециализированная работоспособность. Необходимо знать ранее перенесенные учеником заболевания, не легко отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать верно дозировать физические нагрузки, определять место посадки учеников в классе (к примеру, обучающихся с ослабленным зрением необходимо сажать поближе к доске, подверженных простудным болезням не размещать вблизи окон и т.д.), и отражается на участии в разных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях.

Очень принципиально важно знать особенности познавательной деятельности обучающихся, свойства их памяти, склонности и интересы, и предрасположенность к более успешному изучению тех либо иных предметов. С учетом этих изюминок осуществляется личный подход к обучающимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях для того, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; не сильный ученикам необходимо оказывать личную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.

Наконец, большое место занимает знание преподавателями таких ответственных вопросов, каковые связаны с обучаемостью и воспитуемостью обучающихся и включают в себя степень чувствительности педагогических влияний, и динамику формирования тех либо иных личностных качеств.

В заключение выделим, что лишь глубокое изучение и знание' изюминок развития каждого школьника формирует условия для успешного учета этих изюминок в ходе обучения и воспитания.

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 1968.

2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М. 1979.

Соотношение веса и роста у подростков

3. Кон И.С. Психология старшеклассника. М. 1980.

4. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М. 1976.

Соотношение веса и роста у подростков

5. Психология современного ребёнка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М. 1987.

6. Мир детства: Младший школьник. М. 1981.

7. Мир детства: Ребёнок. М. 1982.

8. Мир детства: молодость, М. 1988.

9. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.,1991.

Статьи по теме